Лаборатория МОНСТРОХОДа

 
  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Пасьянс из двух китайских горизонталок

E-mail Печать PDF

Задача: 1P39FMB электростартером, 125 кубов.

Всем хорош двигатель Ирбис ТТР-125 (отмаркированный как 154FMI-2), но у него есть 2 недостатка:

1)      Отсутствие электрического стартера. Конечно большинство «рИальных пацанов» бьют себя кулаком в грудь и говорят что им достаточно кика, но уверен что 80 лет назад были и такие владельцы автомобилей, которые говорили что им не нужен лишний гемор с электрическим моторчиком и аккумулятором в машине, проще завести с ручки. В реальной жизни в лесу, после того как навернёшься, и бензин из поплавковой камеры перельётся не пойми как и не пойми куда, для того чтобы запустить мот, нужно нехило поработать ногами. В то же время, со стартера он заводится если не с пол оборота, то со второго-третьего оборота. Более того, если случайно заглох, не нужно искать нейтралку, можно запустить двиг нажав на сцепление за долю секунды.

2)      Двиг отмаркирован как 154FMI (если верить этому, то диаметр цилиндра должен быть 54мм), а «продвинутый» ГАИшник может использовать этот факт чтобы доказать что он более 50 кубов. Необходимо иметь крышку картера с маркировкой 1P39FMB (или FMA) чтобы иметь возможность спокойно проскочить несколько км по дорогам общего пользования до соседнего леса.

Ещё недавно я думал, что самый простой способ установить электрический стартер на Ирбисовский мотор – это «нижний стартер» т.к. его крепление не является частью половинки картера а является частью крышки ГРМ. Однако, как выяснилось позже, половинка картера под нижний стартер имеет много существенных отличий от безстартерной как на Ирбисе. В общем-то есть контора, которые продаёт эту крышку ГРМ, крышки картера с половинкой картера без маркировки, суммарная цена около 3 тыр. Плюс стартер, успокоители, цепь и генератор, которые у меня есть. Стартер и успокоители у нижнестартерной схемы свои, генератор такой же как и с верхним стартером. Безстартерный генератор существенно отличается (у него наружный ротор, а статор крепится к крышке ГРМ). Нижнее положение стартера ещё выгоднее тем, что рациональнее используется компоновочное пространство: верхний стартер препятствует расположению карбюратора, а я планирую установить туда CVK-карбюратор, имеющий бОльшие габариты чем родной шиберный.

Необходимые части картера двигателя для установки нижнего стартера:

Левый картер

Обратите внимание на отверстие для оси вала масляного насоса диаметром 9мм. На Ирбисе там резьба под болт М6 оси направляющей цепи ГРМ. В этом отверстии потребуется нарезать резьбу М10 и вкрутить туда футорку под резьбу М6. Футорку можно изготовить из болта М10. На новом картере отсутствует маркировка номера и модели двигателя. Это лучше чем 154FMI т.к. как минимум отсутствуют прямые докозательства того, что двигатель не 50-кубовый.

Левые крышки картера

 

У меня имеется 2 почти новых китайских горизонталки разного типа (Ирбисовский мотор, и ещё 100-кубовый ноунейм) и мне предстоит попробовать из них сложить «пасьянс» в надежде что он сойдётся в той конфигурации, в которой мне нужно.

Конечно очень не хотелось разбирать исправные двигатели, но решился. Во-первых нихрена это не 154FMI на самом деле, а 152!!! Размерность Ирбисовского мотора (DxH) 52.4х55.5мм и объём не 125! а 120сс! Но этих 120-ти мне уже проверено хватает.

 

Ирбис ТТР-125

Ноунейм

Рабочий объём

120 (52.4х55.5мм)

100 (50х49.5мм)

Маркировка

154FMI-2

1P39FMA

Пуск

Кикстартер

Электростартер+Кик

Схема КПП

N-1-2-3-4

1-N-2-3-4

(жирным отмечены нужные мне фичи, хотя поводу схемы переключения начал уже сомневаться) С одной стороны у традиционной схемы плохо ловится нейтралка (в отличие от советской техники на которой я привык ездить), с другой - со стартером её можно гораздо реже ловить. Да и первую передачу для выполнения приёмов внедорожной езды найти проще на традиционной схеме а это гораздо важнее чем вовремя найти нейтралку.

 

Ирбис ТТР-125

Двигатель Ирбис, вид слева

 

Двигатель Ирбис, вид справа

 

Ноунейм 100

Двигатель ноунейм, вид слева

Двигатель ноунейм, вид справа

 

 

Головка блока цилиндров

Больше диаметр окна под шестерню ГРМ, больше шестерня, что влияет на размер цепи и диаметр (количество зубьев ведущей шестерни на коленвалу)

Шестерня привода ГРМ на коленвалу 16 зубов

На распредвалу соответственно 32 зуба

Цепь ГРМ 46 наружных звеньев

Клапаны у обоих ГБЦ одинаковые, одинаковая высота и одинаковое расстояние между шпильками, но у 100-кубовой по какой-то причине больше диаметр впускного окна.

Шестерня привода ГРМ на коленвалу 14 зубов

На распредвалу соответственно 28 зуба

Цепь ГРМ 42 наружных звеньев

Цилиндр

Другая форма рёбер охлаждения и сам цилиндр выше. Это влияет на длину шпилек и длину цепи ГРМ.

Высота цилиндра 78.3мм

Шпилька длинная (со стороны ГРМ) 212мм

Шпилька короткая 204мм

Высота цилиндра 69мм

Шпилька длинная (со стороны ГРМ) 205мм

Шпилька короткая 195мм

Коленвал

Диаметр противовесов 96мм, по этой причине не проходит вал привода масляного насоса.

На картере отсутствует прилив и в место него сквозне отверстие:

Сквозное окно на месте прилива

Диаметр противовесов 90мм

Прилив в картере коленвала, который мешает поставить коленвал с ходом 55.5мм. В принципе этот прилив можно было бы и сточить, но остаётся проблема привода масляного насоса.

Прилив в картере коленвала

Привод масляного насоса

От шестерни на коленвалу В связи с этим совершенно другая форма картера в том месте, где прикручивается насос. Вместо шестерни привода насоса, в тело катера вкручивается ось направляющей цепи (без зубьев)

Масляный насос Ирбис

Шестерня привода масляного насоса непосредственно на коленвалу:

Шестерня привода масляного насоса

Холостой направляющий ролик на цепи ГРМ:

Ролик

От одной из направляющих шестерёнок цепи ГРМ длинным валом насквозь. Чтобы на насос с приводом нсоса от направляющей шестерни ГРМ поставить направляющую от 125-кубового насоса, нужно в постели оси привода масляного насоса нарезать резьбу М10 и вкрутить футорку под резьбу М6 для оси направляющей.

Масляный насос на 100-кубовом моторе

Голое кольцо-проставка на коленвалу:

Голое кольцо на коленвалу

Шестерня привода масляного насоса от цепи ГРМ:

Привод масляного насоса

Храповой механизм кикстартера

Отвод храповой коронки от шестерни за счёт прикрученной к картеру гнутой пластины

Длина кикстартера 200мм

Вал кикстартера Ирбис

Отвод храповой коронки за счёт скользящей пружины и винтовой резьбы на валу. Однако, на картере место крепления пластины имеется т.е. получается что храповые механизмы взаимозаменяемы

Длина кикстартера 195мм

Вал кикстартера на 100-кубовом ноунейме

Генератор

Генератор с наружным ротором т.к. нет обгонной муфты стартера и приводной цепи. Статор прикручен к половинке картера. Габариты генератора меньше и по этой причине вал переключения передач на 13мм короче

Генератор со внутренним ротором, обгонная муфта и цепь привода стартера. Статор расположен в крышке генератора.

Сцепление

Алюминиевая корзина сцепления

Корзина сцепления Ирбис

Длина вала выжима сцепления (который в крышке) 84мм

Штампованная стальная корзина сцепления

Корзина сцепления 100-кубовки

Длина вала выжима 74мм

У этого двигателя заметно больше ход нажимного штока сцепления чем у Ирбиса 

Мехенизм переключения

N-1-2-3-4 Отличается система фиксатора вала вилок

Барабан переключения Ирбис

Фиксатор:

Фиксатор

Длина вала переключения 177мм т.к. безстартерная левая крышка двигателя тоньше.

1-N-2-3-4

Барабан переключения под традиционную схему

 Фиксатор:

Фиксатор

Длина вала переключения 190мм

Передачи

3-я и 4-ая передачи выше чем указано в руководстве издательства «Ранок» по 50сс и 72сс моторам

1 - 36:11=3.273

2 - 31:16=1.937

3 - 27:19=1.421

4 - 24:23=1.043

На всех трёх имеющихся у меня моторах (включая 50-кубовый) одинаковые передаточные числа, возможно в руководстве издательства «Ранок» ошибка, либо таки существуют моторы с другими верхними передачами.

Картер

Уши крепления картера к раме существенно мясистее чем у двигателя второго типа

Уши тонкие. Интересно что в обоих двигателях отверстие под болт крепления 9мм а двиг прикручен 8мм болтами.


Таки стартер поставил верхний. Половинку под нижний стартер поставить не удалось т.к. там на ней есть прилив для ограничения осевого перемещения шестерни масляного насоса, а холостой ролик 120-тки шире чем эта шестерня. Самое интересное, что на верхнестартерной (имеющейся у меня) версии шестерня привода точно такая же, но прилива этого нету.

Получился двигатель 120 кубов (52.4х55.5) с правой половинкой картера от Ирбиса, всё остальное от ноунейма.

При установке двига на раму, обнаружились новые "подробности" т.е. новый расклад пасьянса. Во-первых выхлопная труба упирается в стартер, во-вторых карбюратор не становится всё из за того же стартера. Ну, карьбюратор по любому ЦВК собирался ставить и придётся сильно мудрить со впускным патрубком. Выхлопную трубу придётся переварить, но это после переделки рамы, когда будет удалён срений контур рамы.

Обновлено ( 10.03.2013 14:25 )