Лаборатория МОНСТРОХОДа

 
  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Аккумулятор для питбайка

E-mail Печать PDF

Так как я собрал 120-кубовый мотор со стартером, встал вопрос об установке аккумуляторной батареи чтобы его крутить. Ранее, ещё под 100-кубовку, я покупал себе свинцово-кислотную батарею Delta CT1204 со следующими характеристиками:

 

Аккумулятор Delta CT1204
  • Ёмкость: 4Ач
  • Ток холодной прокрутки: 60А
  • Габариты (ДхШхВ): 113х70х89мм
  • Масса: 1.5кг.
 

Эта батарея неплохо запускала 100-кубовый мотор. Запускает она и 120-кубовый, но я заметил что его она крутит несколько более вяло чем автомобильный аккумулятор. Это означает, что мощность стартера больше мощности, которую может выдать батарея.

Стал разбираться, какие аккумуляторы рекомендованы на 120-125-кубовые 4-тактные моторы. Оказалось, что с такими двигателями, производители рекомендуют утанавливать батареи ёмкостью 7Ач с током холодной прокрутки 100-110А. К сожалению такой аккумулятор весит 2.6кг и имеет габариты (ДхШхВ) 152х87х95мм. Я 4Ач еле разместил на мопеде, а огромный 7Ач аккумулятор там и подавно спрятать негде. Да и тяжелый он. 

Первое, что пришло в голову - это что необходимо установить другой, более современный тип аккумуляторной батареи, с лучшими массогабаритными показателями чем традиционная свинцово-кислотная. К примеру Литий-ионную батарею (Li-ion), пусть и за ощутимо бОльшую цену. 

Прошерстив инет на предмет таких батарей, спроектированных специально для мотоциклов, выяснилось что они существуют. Применяется в спорте.

 

Литий-ионный аккумулятор для мотоцикла
  • Ёмкость: 4.6Ач
  • Ток холодной прокрутки: 120А (до 10 секунд и 60А в постоянном режиме)
  • Габариты (ДхШхВ): 106х53х72мм
  • Масса: 0.66кг.
 

Батарея собрана из оригинальных элементов LiFePo4 производства компании A123 System, модель элемента 26650

Цена с учётом доставки из-за бугра получается 3500-4000 рублей

Сравнительные характеристики разных химий аккумуляторных батарей:

  
 
Свинцово-кислотная
Ni-Cd
Ni-MH
LiCoO2
LiMn2O4
LiFePO4
Год начала производства
1890
1956
1990
1992
1992
2002
Напряжение
2.0V
1.2V
1.2V
3.6V
3.7V
3.2V
Массовый показатель
30
Вт*ч/кг
50 Вт*ч/кг
80 Вт*ч/кг
150 Вт*ч/кг
100-120 Вт*ч/кг
90-100 Вт*ч/кг
Цикловая долговечность
300 циклов
1000 циклов
500 циклов
800 циклов
800 циклов
2000 циклов
Саморазряд
20% в месяц
20% в месяц
20% в месяц
5%  в месяц
5% в месяц
5%  в месяц
Эффект памяти
Нет
Да
Да
Нет
Нет
Нет
Возможность переработки

Нет
Нет
Да
Да
Да
Да
 Всё это конечно интересно, но как всегда ничего не бывает так шоколадно.
  • Литиевые батареи требуют серьёзную систему уравновешивания уровня заряда между элементами, которая не поставляется с этой батареей
  • Цикл и парметры управления зарядки литиевых батарей совершенно отличаются от кислотных и следовательно необходимо переделывать регулятор напряжения мотоцикла.
  • Мощность литиевых батарей сильно зависит от температуры и при падении её с 20 до 15 градусов, становится существенно меньше. Правда если "прогреть" батарею включив любой потребитель на непротяженный промежуток времени, она начинает работать нормально
К вопросу установки литиевой батареи я несомненно ещё вернусь, но это требует детальной проработки вопросов вспомогательной электроники: система управления и зарядки. И как бы это ещё не затронуло сам генератор. И не вылилось бы в итоге со всеми "свистоперделками" в худшие массогабаритные показатели чем свинцово-кислотная батарея. А пока нашел самую маленькую свинцово-кислотню батарейку, способную давать ток 100А. 

Varta МОТО AGM 12V 7А/ч (YTZ7S-BS)

Батарея Varta YTZ7S-BS 
Напряжение [В]:  12
Емкость батареи [Ач]:  7
Ток холодной прокрутки EN [в А]:  110
Длина [мм]:  113
Ширина [мм]:  70
Высота [мм]:  105
   
Масса [кг]:  2,3
   
 

 

 

Обновлено ( 29.11.2012 07:04 )